Термин «хобо» появился в США в конце XIX века, и обозначал странствующего человека, перебивающегося с одной работы на другую и постоянно меняющего место дислокации. В отличие от простых бездомных, эти люди не гнушались физического труда и брались за любую представившуюся работу.

Настоящий хобо — мастер на все руки без определенного места жительства, путешественник, который готов к любым превратностям судьбы, не лентяй и не бездельник. Это явление было очень распространено и популярно в Америке с начала ХХ века и до конца Великой Депрессии в 1940е. Сейчас культура хобо почти забыта – сам термин часто путают с «бомжом» и тунеядцем, хотя разница очевидна.

Основополагающим элементом жизни в стиле «хобо» была возможность бесплатно путешествовать по стране на товарных поездах. Путешествия в грузовых вагонах поездов стали популярны в США после Гражданской войны в середине XIX века, когда железные дороги соединили два побережья, и были одним из самых популярных способов передвижения для малоимущих слоев населения вплоть до Великой депрессии 1929-1939 годов. Позже, из-за усиления контроля за составами со стороны властей и развитием инфраструктуры железных дорог в США, этот вид путешествия практически сошел на нет.

После себя хобо оставили не только большое количество фильмов, книг и песен, вдохновленных романтикой путешествующих налегке работяг, но и такое интересное явление, как хобо-коды – уникальный визуальный язык, систему символов и условных обозначений для безопасного обмена информацией внутри сообщества. Жизнь хобо не была легкой, и при всей кажущейся романтичности была полна опасностей и трудностей, поэтому бродяги придумали способ, как предупреждать себе подобных о тех или иных особенностях данного города или конкретного места. Эти элементы представляют своего рода субкультурную азбуку, не понятную человеку со стороны, но помогающую тому, кто «в теме». Метки хобо — вполне актуальный прием, маркирующий современные способы коммуникации. Подобные механизмы оповещения близких по духу людей вполне соответствуют запросам современных городов.

Краткий словарь символов хобо выглядит так:

Чаще всего коды хобо оставляли на прилегающих к железной дороге объектах и непосредственно на самих вагонах товарных поездов, поэтому, в каком-то смысле, их можно считать первыми трейнбомберами (англ. trainbombing – граффити-рисунки на поездах) и основоположниками течения в уличном искусстве, получившего развитие в конце ХХ века и не теряющего свою популярность по сей день. 

Большинство рисунков в этой стилистике создается с помощью мела или специальных меловых маркеров и имеет небольшие размеры, некоторую серийность и относительную невандальность.

В России нам удалось найти своих почитателей культуры хобо, продолжающих традиции американских рабочих и подражающие в своих рисунках и надписях на поездах классическому стилю хобо. Российские образчики этой культуры больше работают с символическим, визуальным языком, делая ставку на коммуникацию, а не на тайные коды, понятные только «своим». 

Круг художников, практикующих это направление в России, не велик. Мы бы хотели выделать творчество Омича, Спрута, Razor, Mrook, Jon, Поли и Стєп.