Во время  «Стенограффии» в Екатеринбурге, пресс-служба фестиваля успела поговорить с очень многими художниками и сделала нехилый запас интересных интервью. Небольшой флешбек в июльские граффити-выходные никому не повредит, поэтому рады предложить вашему вниманию мысли художников, поехали!

Этим летом художник побывал в Екатеринбурге впервые. Рисует уверенно, об уральской столице говорит с удовольствием и выделяет уникальные черты местного стрит-арта: говорит, очень разнообразный и самобытный – потому что заинтересованных много, у каждого свой стиль и манера. У него самого есть очень характерные элементы – «зубастые персонажи», которыми он населяет каждую из своих работ.

- Пока не очень понятно, во что превратится эта стена…

- Тут будут своеобразные узоры, которые немного напоминают русское деревянное зодчество. Я много путешествовал по России, бывал в наших глубинках и обращал внимание на старые дома. В сельской местности есть удивительные мастера с богатой фантазией, вырезающие оконные наличники. Это долгая кропотливая работа, и в результате получается красота. Многое из этого сохранилось, многое успел увидеть сам. Такие вещи очень вдохновляют. Витиеватые расписные наличники отчасти стали некой основой для этой работы. Захотелось попробовать изобразить подобное, но не просто копировать, а внести что-то свое, совместить эти узоры с моими зубастыми персонажами, которых давно рисую.

 

- Что это за персонажи такие, откуда они взялись?

- Родились они случайно, еще в начале нулевых. Тогда я занимался классическим граффити – рисовал шрифты, писал свое имя. Хотелось найти какой-то свой стиль, чтобы он был запоминающимся. Стал добавлять в буквы глаза и зубы, постепенно буквы стали похожими на самостоятельных героев. Постепенно от букв я совсем отказался и стал рисовать только этих немного хищных персонажей.

- Интересное сочетание старого с новым. Как думаешь, в нашем городе это может гармонично соединиться?

- Да, я видел, как здесь стоят эти «стеклянные коробки», а рядом – старенькие дома. Выглядит это необычно, лично мне хочется остановиться и рассмотреть, сфотографировать. Получается такое столкновение старины и современных построек.
Мне кажется, в этом тоже есть определенная гармония. Главное, чтобы у города оставалась изюминка, свое особое настроение. Не люблю, когда старое уничтожается. Я за то, чтобы «пожилые» здания реставрировали, возвращали им первоначальный вид.

- Ты из Московской области. Как считаешь, уральский стрит-арт чем-то отличается от столичного?

- Россия – страна большая, здесь вообще очень много художников уличного искусства. В работах каждого можно выделить свои черты. На Урале я вижу эпицентр стрит-арта: очень многие увлечены, живут этим. Во многом, конечно, этому способствует и Стенограффия – люди работают сами, смотрят работы других.

- Что для тебя стрит-арт?

- Во-первых, стрит-арт для меня – отнюдь не способ заработка. Скорее хобби, которым я занимаюсь в свободное время и искренне люблю. Не могу рисовать обыденных зверюшек и бабочек – хочется заниматься тем, к чему лежит душа. Кто-то готов идти на компромиссы, но в своем творчестве я избегаю этого, чтобы рисовать, что хочется, не оглядываясь на чьи-то замечания.

- Но ведь некоторым художникам все равно приходится брать заказы, чтобы выживать. Как ты к этому относишься?

- Дело в том, что у меня есть обычная повседневная работа, никак не связанная с искусством. Меня часто просят что-то нарисовать и никак не могут взять в толк, отчего я все время отказываюсь. Я просто разграничиваю творчество и рабочий процесс. Конечно, в глубине души мне хотелось бы, возможно, получать за это деньги, но на данный момент не вижу такой перспективы для себя.

- Как ты думаешь, уличное искусство всегда должно быть проблемным или можно рисовать картины только для красоты?

- У каждого рисующего человека есть на этот счет свое мнение и подход. У кого-то бывают порывы поднять какой-то актуальный вопрос, вскрыть проблему. Лично я выплескиваю на стену свой внутренний мир, воображение. Сначала я делаю бумажный набросок, могу заняться этим даже в рабочий перерыв. Когда я рисую на бумаге, это всегда найдет свое отражение на стене. Самое главное для меня – рисовать на улице. Иногда руки чешутся, если долго не прикасаюсь к баллончику. Я не ищу подтекстов – политических и иных других. Просто рисую, получая от этого удовольствие, расслабляясь. Разве не с таким настроем нужно подходить к любимому делу?


Пресс-служба Стенограффии 2015
Художник: Толя TSE
Интервью: Марина Говзман
Фото: Дмитрий Чабанов, Максим Лоскутов