Художники наверняка обнаружили в числе тем «Стенограффии-2015» одну необычную – «Движение воды на Земле». Эта тема появилась как результат тесного сотрудничества в этом году фестиваля и МУП «Водоканал», который празднует свое 90-летие. «В этом году «Водоканал» предоставил «Стенограффии» по-настоящему роскошные поверхности, которые просто не могут не стать шедеврами, - говорит руководитель фестиваля Константин Рахманов. – И мы уже чувствуем, что сама тема привлекла художников, спровоцировала некоторых из них на очень интересные эскизы, проекты, высказывания».

 

Комментарий от "Водоканала": 

Водоканал Екатеринбурга, единственного в мире города-миллионника без собственного полноценного источника водоснабжения, работает на стыке двух веков, двух граней – здесь есть раритетные технологии, в которых жизнь поддерживается ценой невероятных усилий и самое современное оборудование и самые современные решения, которые в новинку даже Японии, Европе и США. 

Например, состояние старых изношенных труб оценивают при помощи специальных роботов, которые умеют ездить и снимать окружающее в любых условиях и при любых обстоятельствах. Новые трубы протягивают из колодца в колодец специальной техникой, и мягкая ткань становится жесткой прочнейшей трубой. Но при этом в некоторых случаях повреждения на трубах приходится искать вручную, раскапывая огромные ямы лопатами. Вообще работа с трубами похожа на шаманизм – как поведет себя материал для новой трубы, насколько удачно «ляжет» - несмотря на технические возможности довольно часто вопрос чуда и скрещенных пальцев. Вопрос как прикоснуться к старой трубе, чтобы она не рассыпалась и справиться с задвижкой, чтобы получить задуманный результат – почти нейрохирургия. Борьба с аварией – как тушение пожара: скорость, опасность, риск, обще мышление команды в целом и героизм каждого слесаря в частностиJ. Вообще аварии – это не самый ключевой момент, на самом деле все гораздо сложнее.

Водой трудно управлять, она сильная и беспощадная. Чтобы привести ее в город, развести ее по городу, сохранить ее в городе нужны  тактика, стратегия, обходные маневры, храбрость и иногда партизанские вылазки.  Вода живая – химия и биология воды зависят от миллионов факторов, свести их в нужный момент в нужной точке – сложнейшая шахматная партияJ

Вода в квартирах кажется нормой, единственным возможным вариантом. Но для того, чтобы она оставалась, эта норма, нужен ежеминутный титанический труд тысяч людей.  Фильтровальные станции – огромные сложные заводы. Здесь готовят воду, которая отправляется в город и наполняет его жизнью. Аэрационные станции – заводы по очистке стоков, той самой воды, которая уже прошла по городу, напоила и отмыла его. На аэрационных станциях из воды вычищают следы города и возвращают ее природеJ И да, на всех этих заводах тоже есть ржавые ведра и нанотехнологии.

Ну и 90 лет назад все было совсем иначе –загрязненная и зараженная вода из немногочисленных скважин. Водовозы, которые ломили бешеные деньги за доставку воды из Исети. Норма по два ведра воды на каждого жителя города в сутки. Эпидемии от воды из тех самых скважин, потому что скважины неглубокие и в них попадает все, что стекает из города, в котором нет канализации. Этот весь коммунальный ад длился десятилетиями. Кроме того, что в казне не было денег на водопровод, не было нормальных проектов водоснабжения и не было стабильных безопасных месторождений воды. Все получилось только в 1925 – нашли месторождение, смогли сделать хороший проект и нашли деньги на строительство.

 

Напоминаем о том, что дедлайн подачи эскизов на «Стенограффи-2015» - 10 мая. В этом году «Стенограффия» решила реализовать небольшое нововведение – art-direction каждого фестивального объекта. Арт-директором Стенограффии-2015 станет Евгений Фатеев. «Мы решили не вставать на путь кураторства, как это принято в артистической среде. Каждый объект «Стенограффии» живет в небольшом микрокосме – место и его окрестности. Потом этот объект плавно переезжает в онлайн-среду. Мы хотим предложить художникам опыт интенсивного сотрудничества, предложить художнику ответить на вызов, помочь создать объект, интересный формально и яркий по высказыванию».