Белая башня, несомненно, является одним из краеугольных камней в архитектуре Екатеринбурга. Здание, являющееся одним из главных символов эпохи конструктивизма, уже не один десяток лет собирает вокруг себя самых разных людей - художников, архитекторов, искусствоведов и предпринимателей. А количество проектов реконструкции все растет. В преддверии урбанистического форума мы встретились с арт-группой podelniki, в чьем ведомстве башня находится сейчас.

Как появилась группа podelniki?

Мы познакомились во время учебы в архитектурной академии, архитектура оказалась нашим общим увлечением. Внеучебной деятельности в то время не хватало - были КВНы, кружки игры на гитаре и прочее. Но не хватало чего-то профильного - инсталляции были только в сети, а вокруг - ничего. 

Вот так все и началось. Мы сами устраивали выставки, проводили исследования: околонаучные - околохудожественные.  Когда мы закончили архитектурную академию,  решили продолжить свою деятельность и юридически зарегистрировали нашу общественную организацию, которая действует по сей день.

Почему вы решили работать с таким…особенным зданием?

С Белой башней была довольно длинная история. В какой-то момент мы очень серьезно занялись исследованием на тему сохранения памятников, по ходу которого поняли, что для сохранения памятников необходима их популяризация. 

Мы, как интересующиеся темой люди, обратили внимание на проблемы белой башни еще когда она была в пользовании другой организации - «Красного креста», поднимали ее проблемы на круглом столе, делали субботники. Когда организация решила отказаться от башни в силу своих внутренних причин, мы решили, что это наш  шанс проверить все наши измышления по поводу защиты памятников на деле.

Особенность белой башни в наше время заключается в том, что никто не знал, что с ней делать. Ресторан? А будут ли сюда ходить люди? Планетарий, бассейн и другие идеи в конце концов сталкивались с тем, что никому не известно, в каком состоянии находится здание: есть ли здесь сети, в каком состоянии конструкция, на какие нагрузки она рассчитана и т.д. Реальным проектам просто не на чем было основываться. 

Мы же пошли немного с обратной стороны к этому вопросу. Мы решили, что есть вещи, которые в любом случае нужно сделать: убрать мусор и территорию, провести электричество, закрыть окна и двери. Сейчас занимаемся этим. Этим летом мы планируем сделать здесь проект «Культурные лаборатории Белой Башни». Провести несколько мероприятий, чтобы понять, работает ли объект в качестве выставочной и сценической площадки, будут ли сюда приходить люди, что это будет за публика – сможем ли мы собирать людей со всего города или это будут в основном жители Уралмаша? Когда мы определим, кто будет посещать данную площадку, тогда станет ясно, в каком новом качестве Башня  будет лучше  работать.

Стоит так же отметить, что после 91 года, когда Белая башня перестала принадлежать Уралмашзаводу, уже несколько компаний предпринимали попытки вдохнуть в нее новую жизнь, но спустя какое-то время отказывались от этой затеи. Мы подобной ситуации надеемся избежать.

Как любая заброшенная постройка, башня привелкает огромное количество графитчиков. Собираетесь ли вы как то решать этот вопрос?

Непонятно, как от этого избавиться, но мы вообще не уверены, что будем с этим бороться. Все таки, белая башня должна быть белой только снаружи, а внутри она уже имеет привычный, весь изрисованный интерьер. В связи с этим, мы задались вопросом: является ли граффити дефектом данного объекта? Возможно, белая башня - это не только архитектурный памятник, но шедевр уличного искусства? Хотелось бы до конца разобраться в этом вопросе. Поэтому необходима экспертная оценка, ответ на вопрос: «являются ли представленные здесь граффити хулиганством или искусством?»

А как вы сами думаете?

На самом деле, находясь здесь, понимаешь, что это - постоянно меняющийся - интерактивный интерьер, который придает некий шарм этому месту. Глядя на это граффити можно понять – насколько оно популярно. С другой стороны, мы не очень понимаем как «жить» в этом интерьере. Можно ли будет сделать здесь культурные проекты и насколько это будет органично в этих стенах.

Можно ли сказать, что сейчас белая башня «живет своей жизнью» благодаря художникам?

В 2010 году ГЦСИ покрасил всю башню в белый. Но граффити не переставали появляться и обновляться. Проблема же в другом, почему эти граффити такого низкого, по нашему мнению, качества? Где же прекрасные граффити, как на стенах заграничных лофтов, и можно ли поднять уровень местных графитчиков?

За какой период вы планируете запустить здесь арт-площадку?

Мы планируем запустить здесь площадку этим летом.  Мы хотим начать именно с открытого формата, каким был когда-то двор музея архитектуры , каким сейчас является «Флигель Руина» в музее архитектуры имени Щусьева в Москве .